Аутстаффинг персонала - технология управления кадрами, позволяющая компании уменьшить временные и финансовые издержки, не теряя при этом нужного сотрудника, который фактически продолжает выполнять свои должностные обязанности.
Как работает данная технология? При необходимости привлечения специалиста для выполнения определённых функции компания «арендует» его у сторонней организации. Заключив договор, заказчик получает необходимых специалистов, без ввода их в своё штатное расписание.
Работодателем таких «арендуемых» сотрудников де-юро является организация-провайдер услуг аутстаффинга. Все вопросы, связанные с выплатой, начислением зарплаты, налогообложением и предоставлением социальных гарантий выполняются компанией-провайдером.
Аутстаффинг: история законодательства
С 2016 года нелегальный аутстаффинг в России оказался вне закона. Этот вопрос теперь регулируется Трудовым кодексом РФ, куда были внесены некоторые поправки (статья 56.1) и другими законодательными актами. Впервые законопроект о запрете наёмного труда был рассмотрен в конце 2010 г. На протяжении 2,5 лет он дорабатывался, в него сносились изменения. Весной 2013 г. он был ратифицирован во 2-ом чтении.
Третье (окончательное) чтение закончилось принятием закона о запрете на наёмный труд. ФЗ 116 был подписан Президентом 4 мая 2014 г. Стоит отметить, что по сравнению с первоначальной версией, вынесенной на рассмотрение в 2010 г., принятый ФЗ 116 является более «лёгкой» версией, однако он вносит массу ограничений, значительно усложняющих работу компаний-заказчиков, провайдеров, консалтинговых работников.
Принятый ФЗ 116 начал действие 1 января 2016 г., хотя изначально планировалось применение закона с 1 июня 2014 г.
Почему запретили аутстаффинг?
Среди причин запрета авторы законопроекта выделяют следующие:
специалисты лишаются социальных гарантий, которые предоставляются штатным сотрудникам согласно коллективному договору;
сотрудники лишаются возможности обращения в профсоюзный орган для защиты своих прав;
с зарплаты работников не производится обязательных отчислений в государственные и негосударственные фонды;
Авторы законопроекта подчёркивают, что запрещение заёмного труда является мерой борьбы с таким явлением, как нелегальная занятость, нарушение прав сотрудников, защита нанимателей. Также они говорят о том, что у компании-работодателя появляются законные рычаги давления на персонал, например, при нарушении трудовой дисциплины к штатному работнику можно применять дисциплинарные взыскания, тогда как на нарушителя, работающего по договору аутстаффинга, такие меры принимать нельзя.
Многочисленные заявления оппонентов данного закона, что рынок труда в России - самодостаточная и саморегулируемая система, а введение ФЗ 116 фактически больно ударит по людям, занятым консалтинговыми услугами, услышаны не были.
Ещё в качестве причин принятия ФЗ 116 можно назвать многочисленные факты нарушений, выявленные во время проверок государственными органами организаций, пользующихся услугами заёмного труда, нанимая рабочий персонал. Основными нарушениями стали:
- указание предметом договора физических лиц, вместо оказываемых ими работ или услуг;
- вознаграждение для таких сотрудников имеет фактически статус заработной платы;
- нарушения законодательства, когда нанимается иностранный персонал;
- необходимости подчинения работников руководству организации, которая не является работодателем.
Заёмный труд запрещён не для всех?
Однако после начала действия ФЗ 116 использование аутстаффинга в некоторых случаях будет законным. Предоставлять такие могут теперь только кадровые агентства, прошедшие процедуру аккредитации, а также некоторые фирмы, имеющие специальные разрешения.
Компании-заказчики смогут использовать работников по договору заёмного труда согласно статье 53.1 ТК РФ, в том числе, когда между организаций-заказчиком и провайдером существует факт подчинения (филиал, дочерняя организация и т.д.).