Новости

Аутстаффинг в России признан нелегальной занятостью?

Аутстаффинг - технология управления персоналом, позволяющая компании уменьшить финансовые издержки, не теряя при этом специалиста, который фактически продолжает выполнять свои должностные обязанности.

Как работает данная технология? При необходимости привлечения специалиста для выполнения определённых функции компания «арендует» его у сторонней организации. Заключив договор, заказчик получает необходимых специалистов, без ввода их в своё штатное расписание. Работодателем таких «арендуемых» сотрудников де-юро является организация-провайдер услуг аутстаффинга. Все вопросы, связанные с выплатой, начислением зарплаты, налогообложением и предоставлением социальных гарантий выполняются компанией-провайдером.

Аутстаффинг: история законодательства

С 2016 года нелегальный аутстаффинг в России оказался вне закона. Этот вопрос теперь регулируется Трудовым кодексом РФ, куда были внесены некоторые поправки (статья 56.1) и другими законодательными актами. Впервые законопроект о запрете наёмного труда был рассмотрен в конце 2010 г. На протяжении 2,5 лет он дорабатывался, в него сносились изменения. Весной 2013 г. он был ратифицирован во 2-ом чтении. Третье (окончательное) чтение закончилось принятием закона о запрете на наёмный труд. ФЗ 116 был подписан Президентом 4 мая 2014 г. Стоит отметить, что по сравнению с первоначальной версией, вынесенной на рассмотрение в 2010 г., принятый ФЗ 116 является более «лёгкой» версией, однако он вносит массу ограничений, значительно усложняющих работу компаний-заказчиков, провайдеров, консалтинговых работников.

Принятый ФЗ 116 начал действие 1 января 2016 г., хотя изначально планировалось применение закона с 1 июня 2014 г.

Почему запретили аутстаффинг?

Среди причин запрета авторы законопроекта выделяют следующие:

  • специалисты лишаются социальных гарантий, которые предоставляются штатным сотрудникам согласно коллективному договору;

  • сотрудники лишаются возможности обращения в профсоюзный орган для защиты своих прав;

  • с зарплаты работников не производится обязательных отчислений в государственные и негосударственные фонды;

Авторы законопроекта подчёркивают, что запрещение заёмного труда является мерой борьбы с таким явлением, как нелегальная занятость, нарушение прав сотрудников, защита нанимателей. Также они говорят о том, что у компании-работодателя появляются законные рычаги давления на персонал, например, при нарушении трудовой дисциплины к штатному работнику можно применять дисциплинарные взыскания, тогда как на нарушителя, работающего по договору аутстаффинга, такие меры принимать нельзя.

Многочисленные заявления оппонентов данного закона, что рынок труда в России - самодостаточная и саморегулируемая система, а введение ФЗ 116 фактически больно ударит по людям, занятым консалтинговыми услугами, услышаны не были.

Ещё в качестве причин принятия ФЗ 116 можно назвать многочисленные факты нарушений, выявленные во время проверок государственными органами организаций, пользующихся услугами заёмного труда, нанимая рабочий персонал. Основными нарушениями стали:

  • указание предметом договора физических лиц, вместо оказываемых ими работ или услуг;
  • вознаграждение для таких сотрудников имеет фактически статус заработной платы;
  • нарушения законодательства, когда нанимается иностранный персонал;
  • необходимости подчинения работников руководству организации, которая не является работодателем.

Заёмный труд запрещён не для всех?

Однако после начала действия ФЗ 116 использование аутстаффинга в некоторых случаях будет законным. Предоставлять такие могут теперь только кадровые агентства, прошедшие процедуру аккредитации, а также некоторые фирмы, имеющие специальные разрешения.

Компании-заказчики могут использовать работников по договору заёмного труда согласно статье 53.1 ТК РФ, в том числе, когда между организаций-заказчиком и провайдером существует факт подчинения (филиал, дочерняя организация и т.д.).

Статьи
Полезная информация